Перынский Рождества Богородицы скит расположен при
истоке реки Волхов из озера Ильмень в очень живописном
месте. Здесь в дохристианское время находилось капище
бога Перуна – первоначально западно-славянского бога
грома и молнии Перкунаса, упоминаемого с VI века (в
русских летописях - с 907 года). Тот же святой равноапостольный
князь Владимир, который крестил Русь в 988 году в Киеве,
за 8 лет до этого (когда сам еще был язычником) провел
реформу иерархии русских языческих богов, сделал Перуна
главным богом и повелел построить капище около озера
Ильмень.
В 989 году Великий Новгород был крещен святым епископом
Иоакимом Корсунянином, капище разрушено, а деревянная
статуя Перуна сброшена в Волхов. Им же была построена
деревянная церковь Рождества Богородицы (по преданию
в 995 году), которая простояла около двухсот лет; о
ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно,
был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут
в 1386 году в списке монастырей, сожженных самими новгородцами
при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.
Постройка каменной церкви Рождества Богородицы датируется
30-ми годами XIII века. Основу дошедшего до нас здания
составляет кладка домонгольского времени – сочетание
известняка и тонкого кирпича – плинфы, положенных на
известковом растворе, с примесью кирпичной крошки
(цемянки).
Крест, венчающий церковь, - так называемый «крест
накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского
периода формы, которая происходит от «креста расцветшего»,
или «креста виноградной лозы» («Я
есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь»
Евангелие от Иоанна,15,1). Таким образом, полумесяц
под крестом по происхождению является стилизованной
виноградной лозой, не имеет никакого отношения к символике
мусульманства, но имеет множество христианских толкований.
В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная
трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове).
В период шведской оккупации (1611-1617 гг.) монастырь
был сожжен и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы
есть, а в 1617 году она уже не упоминается: «Храм
в монастыре Рождества Богородицы разорен. Келий и ограды
нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества
у него крест благословящий и пять книг…». Чтобы
поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской
грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.
В 1764 году правительством Екатерины II была проведена
церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы
государству, более половины монастырей закрыто. Из 953
великорусских монастырей оставлено 224 в штате (которые
были разделены на 3 класса и стали получать от казны
содержание) и 161 за штатом (на собственном содержании).
Число монахов сокращено с 12444 до 5105. Доходы церкви
единовременно упали более чем в 3 раза. Перынский монастырь
был упразднен, его церковь обращена в приходскую, все
постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев
монастырь.
Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей
связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского)(1792-1838).
Еще будучи иеромонахом в Петербурге, Фотий выступал
против распространившегося в образованных слоях русского
общества мистицизма, учения, проповедовавшего непосредственное
общение человека с Богом, без Церкви и ее таинств и
обрядов, без различия вероисповеданий. За такие выступления
в 1821 году Фотия перевели в Новгород. В 1822 году он
был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым
и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей
духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской
архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее
состояние. (Влияние мистиков было ослаблено устранением
их покровителя министра духовных дел князя Голицина
и надолго прекратилось в 1825 году со вступлением на
престол императора Николая I, глубоко верующего и церковного.)
По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества
Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю.
Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы
и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная
пристройка, сделаны новый пол и глава. После ремонта
церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит.
Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (в миру
князь С.А.Ширинский-Шихматов). В конце 30-х – начале
40-х годов XIX века из красного кирпича были построены
братский корпус, маленькие корпуса начальника скита
и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса,
ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на
двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами».
В скиту строго соблюдался устав древних монастырей.
Женщинам разрешалось появляться здесь лишь раз в году
– в день храмового праздника Рождества Богородицы 8(21)
сентября. В наше время слово «скит» означает
небольшой монастырь с особо строгим уставом, изолированный
от мира. Часто скиты создавались при больших монастырях
для уединенной молитвенной и аскетической практики части
братии. Первоначально же «Скит» было именем
собственным – это была пустыня в Египте около Александрии,
где с IV по VII век спасали свои души тысячи монахов.
В августе 1919 года губернским съездом Советов было
принято решение о закрытии монастырей в Новгородской
губернии. (Последние монастыри в СССР были ликвидированы
в ночь на 18 февраля 1932 года, но опять появились вместе
с присоединенными в 1940 году землями (Прибалтика, Западная
Украина, Западная Белоруссия ), вновь стали открываться
в войну на оккупированной территории и некоторое время
после войны.) Перынский скит был разорен и закрыт.
Использование построек в 20-е годы неизвестно, а в 30-е
годы на острове расположилась рыболовецкая артель. Юго-западный
хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны
на кирпич, из которого построено обширное хранилище
льда. Церковь использовалась под склад.
Во время войны 1941-1945 гг. по Волхову проходила
линия фронта. Скит находился на оккупированной территории,
но постоянного гарнизона не имел (союзники немцев –
испанцы – размещались в 2 км отсюда – в Свято-Юрьевом
монастыре). По сохранившимся воспоминаниям, оккупанты
заставляли русских женщин пилить на дрова огромные сосны,
посаженные монахами еще при архимандрите Фотии.
После войны на острове работал филиал Новгородского
рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза.
На остров была проложена дамба, между сосен расположились
домики для туристов, хранилище льда превратилось в лодочную
станцию, на крыше которой – танцплощадка. Древняя обитель
превратилась в место развлечений, и даже для туристской
экзотики была «украшена» деревянной статуей
Перуна…
Раскопки на Перынском холме проводились еще в довоенные
годы (например, раскопки новгородского музея в 1933
году), но результаты их не опубликованы. В 1951-1952
годах проводились археологические раскопки под руководством
А.В.Арциховского, которые обнаружили следы языческого
капища.
Первые обмеры и исследование Перынской церкви проведены
в 1947-1948 годах Р.А.Кацнельсон (тогда были обнаружены
под слоем кирпича фрагменты фресок ХIII века), а в 1961
году – архитектором Л.Е.Красноречьевым, который и составил
окончательный проект реставрации на первоначальную дату
(XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962-1965
годах (без реставрации интерьера).
В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками
был передан Русской Православной Церкви. После реставрации
интерьера Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев
освятил храм 10 марта 2001 года. Возрождается монастырь
– пока как скит Свято-Юрьева монастыря.
Главная
| История
| Храмы
| Праздники
| Современность
| Фотоальбом
| Скит
|